Классификация фантастики
читать дальшеКлассификация фантастики — устойчивое название для разделения фантастической литературы на виды. Представляет собой проблему, которая изучается в рамках литературоведения (фантастиковедения). Существует два подхода к определению и классификации фантастики. Первый подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. Второй подход называет фантастику методом в литературе и искусстве.
Современная фантастическая литература выделяют приключенческое, философское и иронически-пародийное направления, проблемную, утопическую и социальную фантастику, к которой затем присоединяется фантастика философская и психологическая.
Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) "чистая" фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль; 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций; 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy); в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений; они являются формой авторского суда над реальной действительностью; по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике; и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее.
В. Ирвин выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа - произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах; вторая группа - изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ; третья группа - произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребенка, животного, Дон Кихота; Четвертая группа - произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное "нарушение установленного исторического факта"; пятая группа - произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире.
Дональд Уоллхейм выделяет в научной фантастике следующие четыре группы: 1) воображаемые путешествия; 2) предвидение будущего; 3) необыкновенные изобретения; 4) социальная сатира.
[править]Фантастика — жанр в литературе и искусстве
Внутреннию классификацию фантастики как жанра приводит К. Мзареулов в книге «фантастика: общий курс» глава 3 «многообразие жанра».
Научная фантастика
В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Типичные сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
Представители: Роберт Энсон Хайнлайн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Иван Антонович Ефремов, Александр Романович Беляев.
Поджанрами являются: твёрдая научная фантастика, военная научная фантастика, антиутопия, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, космическая опера, киберпанк и пост-киберпанк.
К жанру научной фантастики также могут относить альтернативную историю и социальную фантастику.
Альтернативная история
В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
Социальная фантастика
Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия.
Примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
Космическая опера
Фэнтези
Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Представители: Джон Р. Р. Толкин, Урсула Ле Гуин, Роберт Джордан, Маргарет Уэйс и другие.
Основные поджанры: героическое фэнтези («меч и магия»), эпическое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое фэнтези, научное фэнтези, мифологическое фэнтези.
Фэнтези основано на использовании мифологии. По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези, русское фэнтези. Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии, на японской, на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон)[9], на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Также существуют фэнтези, использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди).
Ужасы (хоррор)
Ужасы (хоррор) — жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.
Представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
[править]Эротическая фантастика
Эротическая фантастика в том или ином роде содержит в себе эротику.
Имеет несколько подтипов:
Обычная фантастика с элементами эротики (например эротичные героини и т. д.),
«Фантастическая эротика» — то есть элементы сексуального характера, не существующие в реальности,
Эротические миры.
Условная фантастика
Жанр фантастики, в котором необычные события или существа могут принадлежать к реальности, но по тем или иным причинам относятся к фантастике.
Синтез жанровых течений
Герард Генет в своей книге «Введение в архитекст» предлагает изучать литературу не на понятии жанра, а на идее взаимодействия.
Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, поэтому возможно создание пограничных произведений с самостоятельной художественной значимостью, которые имеют признаки обеих жанров. Соединение научной фантастики и фэнтези бывает двух видов: сосуществование мотивов обеих жанров в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникновение/трансформация признаков НФ и фэнтези друг в друга («Космическая трилогия» Льюиса).
Синтез научной фантастики и фэнтези привел к появлению таких гибридных направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии).
Фантастика — прием в литературе и искусстве
Ольга Чигиринская в докладе «фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» признает, что фантастика переступает границы не только жанров и родов литературы, но и родов искусства. Поэтому распространено мнение, что фантастика — это метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Данный метод заключается в применении особого приема — фантастического допущения.
[править]Мегажанр фантастика в литературе.
Иногда фантастику рассматривают как мегажанр, в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом иновариантности[14]. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой. Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество».
Фантастика и жанры литературы: фантастический детектив и юмористическая фантастика.
Фантастика и роды литературы: фантастическая поэзия и фантастическая драматургия.
[править]Фантастика в искусстве
Фантастика вышла за пределы литературы и проникла в другие области искусства. В искусстве фантастика многолика. Существует фантастическая музыка], кинофантастика, фантастическая живопись.
[править]Другие подходы к классификации
[править]Классификация по Г. Гуревичу
Фантастика — тема
Фантастика чистой мечты
Фантастика научных идей
Лабораторная
Производственная
Фантастика предостережения
Утопия
Фантастика — прием
Познавательная
Приключенческая
Психологическая
Сатирическая
Политическая сатира
[править]Классификация по Т . Чернышевой
Роль фантастических образов:
Содержательная фантастика. Литературные произведения, где фантастические элементы составляют основу сюжета и их описание является целью автора. Другое название — «чистая» фантастика.
Вторичная художественная условность. Литературные произведения, где фантастические элементы играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею.
Тип повествования:
Повествование сказочного типа. Произведения, где фантастические элементы носят заведомо вымышленный, неправдоподобный характер. Основаны на использовании мифологии и фольклора. Рациональное объяснение фантастических элементов отсутствует. Иными словами, это жанры фэнтези и ужасов (хоррора).
Повествование об удивительном и необычном. Произведения, имеющие своей целью удовлетворить любопытство человека и его потребность в познании мира. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно. Иными словами, речь идет о жанре научной фантастики.
[править]Класификация по О. Чигиринской
Ольга Чигиринская называет фантастику хронотопом, основанным на методах утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчеркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приемов порождает поджанры фантастики.
[править]Классификация по М. Назаренко
Пограничная зона. Произведения, находящиеся между фантастикой и реализмом. Четко определить жанровую принадлежность невозможно.
«Чистая» фантастика. Вымышленные элементы являются неотъемлемой частью фантастического мира (как закон природы) и не нуждаются в научных или магических обоснованиях.
Религиозная фантастика. Чудеса объясняются вмешательством божественных или демонических сил.
Мистика. Имеет много общего с религиозной и чистой фантастикой, но здесь чудеса объясняются сверхъестевенными силами, не связанными с конкретной религией.
Альтернативная история. В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
Научная фантастика. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
Фэнтези. Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд.
Научное фэнтези. Гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение.
cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%...
читать дальшеКлассификация фантастики — устойчивое название для разделения фантастической литературы на виды. Представляет собой проблему, которая изучается в рамках литературоведения (фантастиковедения). Существует два подхода к определению и классификации фантастики. Первый подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. Второй подход называет фантастику методом в литературе и искусстве.
Современная фантастическая литература выделяют приключенческое, философское и иронически-пародийное направления, проблемную, утопическую и социальную фантастику, к которой затем присоединяется фантастика философская и психологическая.
Вильям Годшок делит всю фантастику на четыре группы: 1) "чистая" фантастика (pure fantasy), где фантастика является сама по себе целью и где какие-либо идеи играют минимальную роль; 2) философская фантастика, где фантастические образы и ситуации оказываются средством демонстрации и развития каких-то философских идей и концепций; 3) социально-критическая фантастика (critical fantasy); в произведениях этого рода фантастические образы тоже служат средством, но уже не философических исканий и рассуждений; они являются формой авторского суда над реальной действительностью; по мнению Годшока, эта разновидность фантастического уже непосредственно приближает нас к научной фантастике; и наконец, 4) реалистическая фантастика, которая и является научной фантастикой. Она основывается на экстраполяции и попытках автора предугадать будущее.
В. Ирвин выделяет в фэнтези пять групп произведений: первая группа - произведения, основанные на невозможных превращениях, персональных метаморфозах; вторая группа - изображающие несуществующих и неправдоподобных обществ; третья группа - произведения, в которых автор смотрит на мир глазами наивного существа ребенка, животного, Дон Кихота; Четвертая группа - произведения, в которых использованы литературная пародия или представлено намеренное "нарушение установленного исторического факта"; пятая группа - произведения, повествующие о сверхъестественных силах в реальном или воображаемом мире.
Дональд Уоллхейм выделяет в научной фантастике следующие четыре группы: 1) воображаемые путешествия; 2) предвидение будущего; 3) необыкновенные изобретения; 4) социальная сатира.
[править]Фантастика — жанр в литературе и искусстве
Внутреннию классификацию фантастики как жанра приводит К. Мзареулов в книге «фантастика: общий курс» глава 3 «многообразие жанра».
Научная фантастика
В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Типичные сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
Представители: Роберт Энсон Хайнлайн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Иван Антонович Ефремов, Александр Романович Беляев.
Поджанрами являются: твёрдая научная фантастика, военная научная фантастика, антиутопия, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, космическая опера, киберпанк и пост-киберпанк.
К жанру научной фантастики также могут относить альтернативную историю и социальную фантастику.
Альтернативная история
В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
Социальная фантастика
Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия.
Примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
Космическая опера
Фэнтези
Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Представители: Джон Р. Р. Толкин, Урсула Ле Гуин, Роберт Джордан, Маргарет Уэйс и другие.
Основные поджанры: героическое фэнтези («меч и магия»), эпическое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое фэнтези, научное фэнтези, мифологическое фэнтези.
Фэнтези основано на использовании мифологии. По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези, русское фэнтези. Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии, на японской, на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон)[9], на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Также существуют фэнтези, использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди).
Ужасы (хоррор)
Ужасы (хоррор) — жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.
Представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
[править]Эротическая фантастика
Эротическая фантастика в том или ином роде содержит в себе эротику.
Имеет несколько подтипов:
Обычная фантастика с элементами эротики (например эротичные героини и т. д.),
«Фантастическая эротика» — то есть элементы сексуального характера, не существующие в реальности,
Эротические миры.
Условная фантастика
Жанр фантастики, в котором необычные события или существа могут принадлежать к реальности, но по тем или иным причинам относятся к фантастике.
Синтез жанровых течений
Герард Генет в своей книге «Введение в архитекст» предлагает изучать литературу не на понятии жанра, а на идее взаимодействия.
Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, поэтому возможно создание пограничных произведений с самостоятельной художественной значимостью, которые имеют признаки обеих жанров. Соединение научной фантастики и фэнтези бывает двух видов: сосуществование мотивов обеих жанров в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникновение/трансформация признаков НФ и фэнтези друг в друга («Космическая трилогия» Льюиса).
Синтез научной фантастики и фэнтези привел к появлению таких гибридных направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии).
Фантастика — прием в литературе и искусстве
Ольга Чигиринская в докладе «фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» признает, что фантастика переступает границы не только жанров и родов литературы, но и родов искусства. Поэтому распространено мнение, что фантастика — это метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Данный метод заключается в применении особого приема — фантастического допущения.
[править]Мегажанр фантастика в литературе.
Иногда фантастику рассматривают как мегажанр, в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом иновариантности[14]. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой. Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество».
Фантастика и жанры литературы: фантастический детектив и юмористическая фантастика.
Фантастика и роды литературы: фантастическая поэзия и фантастическая драматургия.
[править]Фантастика в искусстве
Фантастика вышла за пределы литературы и проникла в другие области искусства. В искусстве фантастика многолика. Существует фантастическая музыка], кинофантастика, фантастическая живопись.
[править]Другие подходы к классификации
[править]Классификация по Г. Гуревичу
Фантастика — тема
Фантастика чистой мечты
Фантастика научных идей
Лабораторная
Производственная
Фантастика предостережения
Утопия
Фантастика — прием
Познавательная
Приключенческая
Психологическая
Сатирическая
Политическая сатира
[править]Классификация по Т . Чернышевой
Роль фантастических образов:
Содержательная фантастика. Литературные произведения, где фантастические элементы составляют основу сюжета и их описание является целью автора. Другое название — «чистая» фантастика.
Вторичная художественная условность. Литературные произведения, где фантастические элементы играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею.
Тип повествования:
Повествование сказочного типа. Произведения, где фантастические элементы носят заведомо вымышленный, неправдоподобный характер. Основаны на использовании мифологии и фольклора. Рациональное объяснение фантастических элементов отсутствует. Иными словами, это жанры фэнтези и ужасов (хоррора).
Повествование об удивительном и необычном. Произведения, имеющие своей целью удовлетворить любопытство человека и его потребность в познании мира. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно. Иными словами, речь идет о жанре научной фантастики.
[править]Класификация по О. Чигиринской
Ольга Чигиринская называет фантастику хронотопом, основанным на методах утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчеркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приемов порождает поджанры фантастики.
[править]Классификация по М. Назаренко
Пограничная зона. Произведения, находящиеся между фантастикой и реализмом. Четко определить жанровую принадлежность невозможно.
«Чистая» фантастика. Вымышленные элементы являются неотъемлемой частью фантастического мира (как закон природы) и не нуждаются в научных или магических обоснованиях.
Религиозная фантастика. Чудеса объясняются вмешательством божественных или демонических сил.
Мистика. Имеет много общего с религиозной и чистой фантастикой, но здесь чудеса объясняются сверхъестевенными силами, не связанными с конкретной религией.
Альтернативная история. В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
Научная фантастика. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
Фэнтези. Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд.
Научное фэнтези. Гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение.
cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%...
@темы: книги, ксенофилия, Фантастика
Посетите также мою страничку
anotepad.com/note/read/m6mpbatk открытие счета в иностранном банке налоговая штрафы
33490-+